Спрос на доставку готовой еды продолжает набирать обороты. Рестораторы фиксируют увеличение заказов на вынос на 10-40% по сравнению с началом прошлого года, при этом средний чек вырос на 10-20%. Особенно активно наращивают продажи с доставкой новые франчайзинговые заведения, стремящиеся привлечь клиентов и повысить их лояльность.
Согласно исследованию холдинга "Ромир", в 2024 году россияне покупали готовую еду на 14% чаще, чем годом ранее, совершая в среднем около 18 таких покупок за год. Средний чек в этой категории увеличился на 17% и составил 182 рубля. Аналитики "Ромир" отмечают, что растет не только популярный бюджетный сегмент, но и спрос на доставку ресторанных блюд.
По предварительным данным агентства "INFOLine-Аналитика", объем рынка готовой еды в 2024 году превысит 1 трлн рублей, что на 40% больше, чем в 2023 году. В предыдущие годы рост был более умеренным и составлял в среднем 17% в год. Генеральный директор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров объясняет ускорение рынка ростом реальных доходов населения, низким уровнем безработицы, увеличением числа малогабаритных квартир с небольшими кухнями и ростом числа одиноких домохозяйств, которые, как правило, готовят реже, чем семьи.
Участники ресторанного рынка подтверждают тенденцию роста заказов на доставку и увеличения среднего чека. По словам директора направления доставки компании "Рестми" (рестораны кавказской кухни "Аджикинежаль") Артема Манскова, компания наблюдает постоянный ежемесячный прирост заказов на доставку готовых блюд. В первые месяцы 2025 года этот прирост составил около 20% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Средний чек таких заказов во флагманских ресторанах сети "Аджикинежаль" увеличился на 10-11%.
При этом увеличение среднего чека в сегменте доставки через агрегаторы оказалось чуть ниже . «При заказах через собственную службу доставки у нас больше маркетинговых возможностей для увеличения среднего чека, таких как акции и специальные предложения, — объясняет Мансков. — В результате средний чек отличается: примерно 1900 рублей при доставке через агрегаторы и 2100 рублей — собственной службой».
Среди новых тенденций в доставке Артем Мансков отмечает возросшую конкуренцию со стороны крупных продуктовых ретейлеров, активно выходящих на рынок готовой еды, а также рост заказов в дневные часы, при том, что еще совсем недавно пик продаж приходился на вечер. «Одна из наших гипотез в том, что люди стали чаще заказывать готовые блюда в офисы, кроме того, среди клиентов доставки стало больше тех, кто работает удаленно и заказывает еду домой», — говорит Мансков.
Во всех ресторанах сети «Хочу пури» частота заказов готовой еды за 2024 год выросла на 10% по сравнению с 2023-м, а средний чек за этот же период увеличился на 15%, рассказывает Ирина Измайлова, руководитель трансформационного офиса компании «ЯсноРестораны», которой принадлежит бренд.
По оценке гендиректора сети ресторанов «Перчини» Элеоноры Садиловой, спрос на готовые блюда в ключевых категориях, таких как пицца, в начале 2025 года повысился год к году на 42%, а средний чек — на 17%.
В тех ресторанах, где доставка — не приоритетное направление, ее развитие во многом зависит от личной заинтересованности управляющих, говорит Антон Рулев, операционный директор холдинга Mugle Rest. В принадлежащих холдингу ресторанах «Хачапури Марико» доставка служит скорее дополнительной рекламой и средством для поддержания лояльности целевой аудитории, поэтому ее объемы сейчас на 10–20% ниже по сравнению с тем же периодом 2023 года, рассказывает он. А у присоединившихся к бренду франчайзинговых партнеров, которым нужно завоевывать клиентскую базу, продажи с доставкой растут, продолжает он. Опережающий рост доставки во франчайзинговых ресторанах отмечают и другие участники ресторанного рынка.
«Индустрия готовой еды развивается прежде всего за счет появления новых сервисов доставки у продовольственных ретейлеров. Их предложение заметно дешевле, чем у ресторанов. Это значительно изменило рынок доставки: в условиях жесткой конкуренции успешно развиваются только те, кто предоставляет наиболее технологичный сервис с удобным мобильным приложением и отслеживанием заказа», — отмечает Рулев риски для ресторанов на рынке доставки. Конкуренция уже не ограничена временем доставки, и выигрывают в ней системные игроки с сервисными экосистемами, заключает операционный директор Mugle Rest.
В последние годы категория готовой еды демонстрирует активный рост, и в нее инвестируют практически все крупные продуктовые сети. Согласно данным "INFOLine-Аналитики", лидерами рынка являются X5 (с выручкой 112,7 млрд рублей в 2023 году), "Вкусвилл" (49,6 млрд рублей) и "Магнит" (29,6 млрд рублей), а также Spar, "Азбука вкуса", "Самокат", "Лента" и "Яндекс Лавка".
Егор Серюков, руководитель производства готовой еды в "Яндекс Лавке", прогнозирует ежегодный рост рынка готовой еды в России на 20%, с достижением объема в 1,5 трлн рублей к 2026 году. "Яндекс Лавка" занимается производством готовой еды с 2018 года и уже достигла мощности 30 млн порций в год. Компания планирует открыть новый завод в Клину (Подмосковье) в первом квартале 2026 года.
Сеть "Пятерочка", активно развивающаяся по франчайзингу (487 магазинов к концу 2024 года), сообщила о значительном росте покупок готовой еды: в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Доля готовой еды в чеках составила 4%. Антон Воеводин, директор департамента категории "Готовая еда" в "Пятерочке", подчеркнул стратегическую важность этого направления и заявил о планах по расширению производства готовых блюд в различных регионах страны.
Источник -
forbes.ru
08.04.2025 08:36