
Доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основным драйвером роста эксперты называют универсальные маркетплейсы, совокупный оборот которых за эти годы вырос в 20 раз, а доля — в 2,8 раза: с 23 до 64%. Однако темпы роста универсальных маркетплейсов начали замедляться, утверждают в компании. Если раньше ежегодный прирост оборота ключевых игроков превышал 100%, то в 2024 г. этот показатель составил лишь 54%.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объясняет замедление темпов роста оборотов эффектом низкой базы, в том числе масштабного роста в малых населенных пунктах в 2024 г., дефицитом логистической инфраструктуры у маркетплейсов, а также ограничением потребительского кредитования, что замедлит рост продаж непродовольственных товаров.
«Ряд крупнейших маркетплейсов в 2024 г. могли бы продемонстрировать более высокие темпы роста, если бы не дефицит инфраструктуры. Наиболее заметно это было у Wildberries, ряд селлеров которого в IV квартале испытывали сложности с поставкой товаров на склады и столкнулись с ростом логистических комиссий, у Ozon и „Яндекс Маркета“ на некоторых складах также возникали локальные сложности», — объяснил Бурмистров.
В исследовании говорится, что независимые каналы электронной коммерции (омниканальные ритейлеры, DTC-бренды и нишевые маркетплейсы) растут медленнее — в среднем на 28% в год с 2019 по 2024 г. При этом нишевые маркетплейсы и крупные независимые интернет-магазины «успешно выживают» в категориях с высокой долей специализированных товаров, например бытовая техника, DIY, автотовары, премиум-одежда, премиум-обувь.
При этом больше половины продаж в онлайне в 2024 г. приходится на сегменты fashion, бытовую технику и электронику, при этом «наиболее динамично» росли FMCG, автотовары и e-pharma, отмечается в исследовании.
Также аналитики выяснили, что количество новых интернет-магазинов в 2024 г. в 2,5 раза ниже, чем селлеров на маркетплейсах, — и только менее 3% из селлеров достигают оборота до 2 млн руб. в месяц.
Источник -
retail.ru14.03.2025 15:44